Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями.

Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями.

 

Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители думают, что воспитывать их детей должны в детском саду. Родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – прогулка. 

     Организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, для этого важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора. 

      Особое внимание следует обратить на следующие моменты: 

- никогда не начинать разговор с родителями, указывая на отрицательные моменты в поведении их ребенка; 

- отметьте сначала положительные факты его жизни; 

- внимательно и терпеливо выслушивайте жалобы родителей, замечания, их сомнения и возражения; 

- если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично; 

- желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы; 

- надо вселять в родителей веру в своего ребенка; 

- щадите самолюбие родителей; 

- не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей. 

       Алгоритм взаимодействия с семьей. 

1-я стадия. 

При первой встрече воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. 

2-я стадия. 

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша. 

3-я стадия. 

Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, необходимо выслушать мнение родителей об используемых ими методах. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 

4-я стадия. 

Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не мешали дальнейшему сотрудничеству. 

5-я стадия. 

Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер. 

6-я стадия. 

Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог. 

 

         Памятка для педагогов по консультации родителей

 

   1.Сделайте так, чтобы родители чувствовали себя комфортно и непринужденно, сохраняйте деловую манеру общения. Для ободрения используйте короткие фразы, означающие согласие, понимание и побуждающие родителей продолжить повествование. Слова: «Да…», «Понимаю…», «Продолжайте…», «Так…», - приглашают говорить свободно и непринужденно. Они означают: «Продолжайте, я нахожусь с вами и внимательно вас слушаю». Помехами в эффективном взаимодействии служат фразы: «Давайте быстрее…», «Говорите, я слушаю…», «Это кто вам сказал?». 

   2. При работе с семьей вы отвечаете за свои знания и технологию доступа к разрешению проблем, а родители отвечают за собственную активность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения. Четко представляйте границы своей компетентности. 

   3. Обращайтесь к членам семьи за помощью и советом. Вам помогут вопросы: «Как раньше вы справлялись с трудностями, что вам помогало?»; «Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?» и т.п. Практически каждая семья знает решение своей проблемы, и вам необходимо помочь семье принять правильное решение. 

   4. Ваша задача – помочь семье посмотреть на свои проблемы со стороны, которые, будучи источником трудностей, обычно не осознаются и поэтому не контролируются. Используйте специальные задания, упражнения, тесты для раскрытия актуальных и потенциальных возможностей родителей, для того чтобы помочь им яснее и четче осознать свою проблематику. 

   5. Основное внимание в процессе консультирования обращайте на анализ сложившейся ситуации, особенности ролевого взаимодействия, поиск личностных ресурсов родителей и обсуждение способов разрешения проблем. Осуществляйте с родителями совместный поиск новых шаблонов поведения.