Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Педагогические условия для социально – личностного развития дошкольников

Педагогические условия для социально – личностного развития дошкольников 

Формы   работы 
по развитию  социальных   навыков   детей
 

1. Минутки общения: интересные коммуникативные игры, включающие обмен действиями, высказываниями, цель которых - помочь детям снять эмоциональное напряжение после занятия, поддерживать атмосферу доброжелательности и радости. 

2. Дружеские посиделки: 10-минутные беседы в конце дня, цель которых - закрепить позитивные переживания детей, полученные в течение дня, развить способность к рефлексии, способность радоваться успехам своим и групповым. 

3. Групповые ритуалы: традиционные минутки приветствия, прощания, закрепления позитивных моментов, поздравления с праздниками и т.д. Создают ощущения общности в группе, без­опасности, поддержки, способствуют более открытому выражению чувств и эмоций. 

4. Групповые дела: предусматривают участие родителей и детей в жизни группы. Это - оформление помещений группы, создание альбомов, стендов, атрибутики, отражающих события в группе, и др.

 

Методы и приемы

 

1. Наглядные - реализуются в обучающих ситуациях, направленных на развитие социальных навыков и умений, а также на формирование социальных форм поведения. Показ используется воспитателем и при организации творческих заданий и игр на сотрудничество. 

2. Речевые методы - используются при проведении игры в обучающих ситуациях. 

3. Практические методы - являются ведущими при организации деятельности, направленной на освоение детьми личного социального опыта в ситуациях игрового взаимодействия, что является важнейшим условием развития социальных способностей и умений. 

4. Разнообразные игровые методы, позволяющие создать необходимые условия для личностного развития дошкольника в ведущем для этого возраста виде деятельности - игре.

 

Средства 
развития социальных навыков
 

1. Различные виды игр: 

• интерактивные (включают обмен действиями между участниками, установление невербальных контактов, направлены на психотехнические изменения состояния группы и каждого ее участника, получение обратной связи); 

• ритмические (связаны с ритмичным проговариванием слов и выполнением движений в заданном ритме, а также с восприятием и передачей ритма); 

• коммуникативные (включают обмен высказываниями, установление вербальных контактов); 

• ситуативно-ролевые (направлены на разыгрывание детьми коммуникативных ситуаций в ролях), 

• творческие (подразумевают самостоятельное развитие детьми игровых действий в рамках заданной темы); 

• игры-инсценировки (включают проигрывание детьми проблемной ситуации); 

• игры-дискуссии (совместное обсуждение проблемы в игровой ситуации). 

2.  Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники): 

• упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.; 

• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве). 

3. Техники сочинения истории как один из способов репрезентации реальности, в которой живет ребенок. 

 4. Арт-педагогические техники (рисование в парах, тройках, коллективное рисование с творческими заданиями). 

5. Техники художественной экспрессии на развитие способности к самовыражению. 

6. Техники использования метафор как способа нахождения новых ресурсов, смыслов, эффективных форм поведения. 

7. Техника цветописи (использование цвета для обозначения в символической форме настроения и характера переживаний ребенка).

 

Формы  работы с родителями 

• анкетирование родителей и совместное заполнение семейной анкеты с ребенком; 

• домашние совместные творческие задания; 

• родительские собрания; 

• открытые или совместные занятия с детьми (с использованием конспектов занятий программы или дополнительные); 

• коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы; 

• выставки работ детей и родителей на темы: «Вот я какой!», «Моя семья» и т.д.; 

• проведение Дня семьи с оформлением стенда с совместными работами, с конкурсами, чаепитием; 

• индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям; 

• оформление группы, создание атрибутики группы; 

• ведение журналов, отражающих жизнь группы: «Книга добрых дел» с записями о помощи родителей в организации жизни группы, «Наша группа» с отражением летописи группы и т.д.